Эмблема прокуратуры
Прокуратура Удмурткой Республики
Прокуратура Удмурткой Республики

Новое в административной ответственности за нарушения экологических норм

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по административным правонарушениям в области охраны окружающей среды, которые вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, то есть с 01 апреля 2010 года.

В связи с чем, хочется разъяснить ряд наиболее важных моментов, затронувших изменения действующего законодательства, которые коснулись требований в области охраны окружающей среды, в том числе направленные на усиление административной ответственности.

Это было вызвано, прежде всего, тем, что на протяжении нескольких лет довольно существенно изменялось законодательство о землепользовании, водопользовании, лесопользовании, градостроительное, природоохранное законодательство. Где-то были изменены только формулировки или термины, где-то изменения коснулись самой сути требований.

Так, изменения в части формулировки содержания норм закона внесены в статью 7.10 КоАП РФ, которая будет предусматривать ответственность за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно за самовольную мену земельного участка. Статью 7.16 КоАП РФ  незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения, до изменений предусматривалась ответственность за незаконное предоставление указанных участков, а поскольку отвод земельного участка это первоначальный этап предоставления земель в пользование, то фактически суть статьи не меняется.

Отличную от прежней формулировку будет иметь и статья 8.1 КоАП РФ, ответственность по которой будет наступать за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В данном случае поменялись такие термины как, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, вместо планирования, технико-экономического обоснования проектов, проектирования, добавились понятия капитальные ремонт и вывод из эксплуатации. Кроме того, с 01.04.2010 требования статьи будут распространяться на только объекты капитального строительства. А сами требования как были, так и остались сформулированы в главе VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В санкции ч. 1 статьи 8.37 КоАП РФ вместо лишения права охоты, предусмотрено наказание в виде лишение права осуществлять охоту.
Все эти термины давно используются в законодательстве, однако из-за расхождения формулировок в специальных законах и КоАП РФ на практике возникали проблемы при привлечении виновных лиц к административной ответственности за перечисленные нарушения. В связи с чем законодателем и были внесены изменения в указанные статьи. При этом санкции всех перечисленных статей остались прежними.

Но, в КоАП РФ внесено и ряд изменений существенно расширяющих административную ответственность в области охраны окружающей среды, о которых необходимо знать, чтобы не допускать нарушения закона.

Так, с 01.04.2010 в силу вступает новая статья 8.42 КоАП РФ, часть первая которой предусматривает ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц  от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц  от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос установлены в ст.65 Водного кодекса РФ, в зависимости от вида водного объекта и его размеров.
В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
    В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
    Несоблюдение указанных требований и влечет за собой административную ответственность по ч.1 ст.8.24 КоАП РФ.

    Частью 2 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц  от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц  от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Требования, за нарушение которых наступает ответственность по указанной статье закреплены в ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и санитарных правилах и нормах: СанПиН 2.1.4.111002 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.

    Внесены изменения и в статью 8.7 КоАП РФ, в 1 части статьи как и раньше оставлена ответственность за невыполнение требований по рекультивации земельных участков. Однако, добавлена часть 2 статьи, которой раньше не было, предусматривающая ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц  от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц  от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Частично ответственность за нарушения указанных требований ранее предусматривалась ст.8.8 КоАП РФ, но ч.2 ст.8.7 КоАП РФ более детально регламентирует состав данного правонарушения.

    То есть, с 01.04.2010 данный состав расширен и административная ответственность будет наступать за гораздо более широкий круг нарушений, а не только за невыполнение требований по рекультивации земель. При этом с виновных лиц могут быть взысканы убытки, в том числе согласно Правилам возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г.

    Расширен и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8. КоАП РФ, хотя из него и ушло часть нарушения в ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ст.8.8 КоАП РФ ответственность теперь установлена не только за использование земель не по целевому назначению или его неиспользование, но и за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

© 2006−2011 Прокуратура Удмуртской Республики
426011, Россия, г. Ижевск, ул. В.Сивкова, 194
тел. (3412) 94-85-00, факс (3412) 78-25-76
e-mail:
Разработка сайта — ЦМиИТ УдГУ

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна (в интернете — гиперссылка).